Общество Прав Человека Узбекистана

Официальный сайт

В условиях отсутствия справедливости и правосудия

государство превращается в шайку разбойников

Августин Аврелий

Гостевая книга Форум Чат Сообщество правозащитников Почта Опросы общественного мнения  Узбекчa  Русский English France

Что указ в грядущем нам готовит?

В так называемое развитие Указа за № УП-617 от 15.07.93 «О совершенствовании управления коммунальным обслуживанием в РУз» в условиях приватизации жилья и перехода на рыночные отношения 21.12.00 опубликован Указ Президента РУз от 19.12.00 «О дальнейшем реформировании системы управления коммунальным обслуживанием».

Итак, за семь с половиной лет «совершенствования», наконец, пришли к идее реформировать «коммунальное обслуживание, разработку и утверждение в установленном порядке нормативно-правовых актов, технико-экономических условий в области коммунального обслуживания». О чем бы это и что это за акт отчаяния с «реформированием в установленном порядке»? Реформа – координация радикальных мероприятий по установлению нового уклада. В этом плане, что такое установление ранее установленного порядка? Возвращение, надо полагать, к дореформенному состоянию, ибо технологически само коммунальное обслуживание самый консервативный вид деятельности. Можно конечно сменить свинцовый водопровод, сработанный еще рабами Рима на золотой, но все равно водопровод. Можно даже назвать его водоводом или еще как-либо иначе, но суть останется все той же первобытно прямолинейной – поставка воды (и так далее) потребителю.

Следовательно, реально речь вообще может идти только о реформировании самого предмета коммунальной услуги, естественно влекущей за собой смену технологической парадигмы, как его производства, так и его доставки. Однако физиология, похоже, пока не торопится к смене нынешних экологических потребностей. Стало быть, все это заведомо из разряда дымовой завесы типа реформирование системы управления. Вода и так далее для потребителя не станут чем-то иным только от того, что Министерство решили назвать Агентством или даже пуд сделать в 20кг. Правда Указ несколько лукавит в данном положении вещей. Он упрямо пытается внушить наличие понятия некой «чистой питьевой воды», так будто бы она может быть «нечистой», т.е. технической или сточной и при этом, тем не менее, якобы оставаться питьевой.

Таким образом, всяческое формирование даже по согласованию с Агентством, то бишь пока еще Министерством финансов, политики тарифов на коммунальные услуги чистейшей воды демагогия, направленная на гарантию обеспеченной праздности чиновникам от коммунального обслуживания. Подумать только, цена на коммунальные услуги из категории экономики, стает  политикой. Что бы это все значило?

Во-первых, то, что реформируемая экономика так и не стала рыночной в силу ущербности производительной инфраструктуры. Независимость продавать всё, ничего не производя, – праздная мечта идиота. Во-вторых, политика кулика, нахваливающего болото своего экономического коллапса, уперлась в необходимость пилить сук, на котором он сам сидит. «Успехи» рыночного кордебалета компенсировались волевыми подъемами тарифов на транспортные и коммунальные услуги. Но сколько веревочке не виться все равно концу явится.

В голословность инфляционных и прочих объяснений едва ли не квартального роста цен на услуги при тотальном падении качества самого коммунального обслуживания уже никто не верит. Недоверие само собой порождает крайне неудобные вопросы, на которые можно разве только признаться в наличии заведомой кабальности и мошенничества в расчетах платежей.

В частности, хотя бы такой риторический вопрос: кому и сколько раз оплачивается теплоэнергетическое снабжение наших квартир? Известно, что ТЭЦ наполняет сеть теплоснабжения бросовым, отработанным на турбинах теплом, к тому же оплаченным потребителем в тарифе за поставку выработанной электроэнергии. Далее этот, уже окупивший себя носитель тепловой энергии делится непосредственно в домах на подачу централизованного отопления жилых помещений и горячее водоснабжение. Естественно этот фокус дележа буквально из одной трубы должно оплатить по тарифам с расчета годового обеспечения 22оС воздуха в помещении и 80оС воды в кране для средней полосы России. Увы, посредством дросселей централизованное отопление фактически только страхует систему от размораживания, благо у нас порядка 280 дней в году солнечные. Однако добросовестно компенсировать тарифами так называемое производство «экономии» ее присвоители и не помышляют.

На подобные вопросы теперь якобы найдена почти универсальная отговорка о свободе рыночных цен. А это может значить только одно: очень скоро тарифы прыгнут за рамки платежеспособности (они уже и так на пределе) населения и вся система коммунального обслуживания выкажет свою несостоятельность, хотя без нее города просто не имеют смысла. Вот это будет действительно кризис вопроса вопросов.

Ну, это еще будет, а пока есть средства и возможности на некое отделение функции управления от функции обслуживания жилым фондом. Дескать, современные АПэ настолько корпоративны и коррумпированы, что вполне безнаказанно дурят простодушных собственников частного жилого фонда, как некогда ЖЭКи дурили государство. В свое время государство так и не смогло взять под контроль «теневую политику» ЖЭКов и, отчаявшись, в конце концов, через приватизацию спихнуло эту функцию на совершенно безграмотное и беспомощное в этих вопросах население, щедро наделив его за немалые деньги практически бесполезным титулом ‘собственник’. Но переложить проблему с больной головы на здоровую отнюдь не значит снять ее, и через семь лет шило, ловко спрятанное в мешке собственности, вновь вышло наружу.

Где и в чем собственно состоит гарантия, что очередное повышение роли и главное ответственности местных органов власти и управления за качество предоставляемых коммунальных услуг не будет вновь развращено, а разделение функций не станет их теневым и достаточно прибыльным единством. В частности, что воспрепятствует службам Единого заказчика со временем неформально инкорпорировать соответствующие так называемые альтернативные подрядные организации, которые на основе обслуживания жилищного фонда и оказания коммунальных услуг неизбежно скооперируются в естественную территориально-теневую монополию. Этот урок, похоже, уже проходили, когда за счет альтернативных магазинов пытались ввести конкуренцию на рынке хлебопродуктов.

Не менее загадочно введение некоего социального института товарищества собственников жилья. С точки зрения Гражданского материально-правового законодательства РУз это бесспорно коммерческие организации, участники которых получают прибыль, равно несут риск убытков, связанных с их хозяйственной деятельностью в пределах долей внесенных ими вкладов. Статус собственников жилья означает, что в сфере их хозяйственной деятельности по целевому производству доходов прямо или косвенно задействована недвижимость.

Однако в Законе РУз за №761-I от 15.04.99 «О товариществах собственников жилья» оно объявлено некоммерческой организацией, которое отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом вплоть до его ликвидации под удовлетворение требований кредиторов. В это имущество входит вся  (обслуживающая более одного собственника) общая долевая собственность не менее одной блок секции изолированной от других частей жилого дома с примыкающим к ней придомовым земельным участком и иного имущества, предназначенного для их обслуживания и содержания. Причем общее имущество в товариществе не подлежит отчуждению отдельно от права собственности на квартиру. Таким образом, при ликвидации члены товарищества фактически утрачивают свое право собственности на жилое помещение. И это при том при всем, что в Гражданском кодексе РУз под параграфом некоммерческие организации главы юридические лица отсутствует даже номинация ‘товарищество’.

Но этим не кончаются странности несколько своеобразного прочтения законодателем своего же правового акта. Оказывается, член товарищества несет расходы по содержанию и ремонту общего имущества, даже если откажется от владения и пользования им. Членство же в товариществе возникает сразу у всего списка всех собственников жилых помещений с момента его регистрации, для которой достаточно решения учредительного собрания заручившегося желаниями не менее половины из них, включая и несовершеннолетних. А вот лишение прав собственности будет по квартирным.

Казалось бы, учреждение товарищества, тем паче некоммерческого, это забота инициативной группы, а далее вступает в силу договорная процедура добровольного вхождения в него. Ан нет, рыночное качество конкуренции предоставляемых коммунальных услуг должен обеспечить опять-таки некий кабальный «колхоз» собственников жилья. К тому же этот колхоз-товарищество обязан содержать штатный персонал во главе с исполнительным директором, опирающимся на расчетно-бухгалтерскую группу, ревизионную комиссию, делопроизводителя, и в установленном порядке организовывать аудиторские проверки их деятельности на благо некоммерческой организации. Без подобного штатного минимума товарищество естественно обречено на несостоятельность.

Однако еще больше сомнительна состоятельность этакого по подъездного ЖЭКа, заведомо попирающего все права собственника под вывеской «Товарищество собственников жилья». Оказывается, они могут даже продавать жилые помещения, при этом вводится новая категория обусловленной собственности, т.к. покупатель обретает «право собственности на жилое помещение товарищества» с соответствующими обязательствами перед ним. Больше того принудительно включенный в товарищество собственник жилого помещения может продать его только как недвижимость товарищества. Таким образом, несмотря на статус некоммерческой организации, товарищество все-таки узаконено занимается коммерческой деятельностью, как на прямую, так и по сути через подставных лиц, ибо члены товарищества фактически лишь номинально считаются собственниками своих квартир.

Короче говоря, чем больше вникаешь в нормативные положения Закона РУз за №761-I от 15.04.99 «О товариществах собственников жилья» тем меньше понимаешь, этот некий правовой симбиоз законодателя, пытающегося одновременно сидеть на двух стульях, полярно отстоящих друг от друга.

Вот собственно, какое откровенное посягательство на конституционную неприкосновенность прав собственности лоббирует Указ Президента РУз от 19.12.00 «О дальнейшем реформировании системы управления коммунальным обслуживанием», вернее сказать не педалирует, а попросту обязывает к непрекословному исполнению того, неизвестно чего. 

Анатолий САД - координатор

Ташкент 2000

день зимнего солнцестояния  

Гостевая книга Форум Чат Сообщество правозащитников Почта Опросы общественного мнения  Узбекчa  Русский English France

  Рейтинг@Mail.ru



Hosted by uCoz